Захватывающее интервью с дальнобойщиком из Латвии - Andrejs Bordjukovs
Интервью взято: 07.09.2020г
Привет всем! Наш сегодняшний гость - Андрэйс, ему 31 год, и он из города Риги, Латвия. Мы с ним познакомились на drive2.ru. Поскольку он трудится в сфере негабаритных перевозок, стало интересно взять у него интервью, он согласился. Здесь вы услышите интересные ответы на вопросы, сможете посмотреть фотографии и видео, предоставленные Андрэйсом. Надеемся, что получилось интересно.
Андрэйс, давно вы в дальнобое? Как пришли к этой профессии?
В тематике дальнобоя я кручусь еще с детства, в эту профессию я пришел через отца, наверное, как и многие. Он основал свою компанию в 1998 году, и по началу мы занимались перегрузками, имея свой склад, перевозками сборных грузов, на тот момент постоянно работали на "LB" (Latvijas Balzams). В начале 00-ых у нас были полуприцепы шторы, да шторные и изотермические сцепки (в народе — "паравозы"). Был развозной Mercedes-Benz Sprinter. Часто ездили в страны СНГ. Со вступления в Евросоюз в 2004 году оборот грузов упал, потом кризис 2008 года дал о себе знать. После этого плавно перешли в перевозку ЖБК (панелей и плит), а после и влились в негабаритные перевозки.
Насколько можно назвать профессию дальнобойщика, который перевозит негабаритные грузы, романтической и интересной?
Пожалуй, перевозка негабаритных грузов, различной техники и оборудования является самой интересной. Мнение субъективное, но сами посудите: реф под боком не тарахтит, никакой растентовки (особенно в сезон холодов и морозов), нет погрузок/разгрузок у рамп и пандусов с жестким графиком. Еще одна особенность — можно забираться туда, где стандартные фуры не ездят, а если и заезжают туда, то очень редко… Одна из таких задач, например, – перевезти сельскохозяйственную технику в какую-то деревушку Германии или Франции, где своя атмосфера и приятные глазу пейзажи полей, холмов, домашние животные. Это вам не индустриальные парки со складами. Работа на тралах и спец.прицепах подразумевает какой-никакой, но все же простой в поисках загрузки. Многим это не нравится, однако я же вижу только плюсы в таком раскладе — можно отдохнуть день-другой, но не сидя в кабине, а гуляя по городкам, паркам, магазинам и т.д. Вообще не люблю находится долго в кабине, я не из тех, кто считает её "конурой", а всю эту работу "собачьей", просто люблю наслаждаться пейзажами, особенно австрийскими, немецкими. Наверно, те, кто работает на каденциях (по 2 месяца безвылазной рулежки), меня не поймут, у нас рейсы по странам континентальной Европы не затягиваются больше, чем на 2 недели.
Назовите интересные и диковинные грузы, которые вы перевозили?
Смотря что считать диковинным, из такого разнообразия грузов сложно выделить что-то одно. К сожалению, упустили возможность перевезти 10-метровую статую "Обезьянки Сэма" из детского парка развлечений в центр города, недалеко от дворца культуры. Сэм — это памятник животным, побывавшим в космосе. Дело в том, что другой перевозчик из Латвии сбил ценник и поехал вместо нас, печально. Из интересного — возили баню на плоту, вертолет, огромные булыжники для инсталляции в парке. Часто перевозим военную технику и модульные домики.
Самый "негабаритный" негабарит, который когда-либо перевозили?
Сразу обрисую, мы не занимаемся перевозками сверх-негабаритных грузов, мы занимаем свою нишу "умеренных" размеров. Пока самый большой груз — это перевозка катамарана из цеха, где построили, к воде, а там его спустили на воду. Перевозили два экземпляра "Blue Coast 68" латвийской судостроительной компании "Latitude Yachts".
Вот размеры: 27m длиной и 12m шириной.
Но это была перевозка по закрытой площадке. Наверное, самый большой груз, который мы перевозили на дальние расстояние, были металлоконструкции из Латвии в центр Стокгольма, общая длина 29 м, а ширина — 5.10 м:
А тяжёлые грузы вы часто перевозите? Какой был самый тяжелый из всех?
Безусловно, если вспоминать заказы начиная от перевозки железобетона, помню, как перевозили монолит для спортивного стадиона "Даугава" весом 33 т. Помнится, вывозили гидроагрегат с Рижской ГЭС весом 40 т. Да, может для кого-то это покажется смешным весом, есть и те, кто 40 т грузит в стандартную фуру, что, конечно же, дикость…
Вы во всех странах Европы побывали? Где больше всего понравилось? Где лучшие дороги?
Если говорить о машинах компании, то да, побывали во всех странах Европы. В период 2010-2016 каждый год брали перевозку секций стрелы от башенного крана (загрузка была в Памплоне, Испания) и возили в такие страны, как Норвегия, Швеция, Нидерланды. Более того, году в 2013 взяли из Литвы изотермический кузов Schmitz (их там производят), отвезли в Лиссабон, Португалия, взяли из Памплоны секцию крана и четырьмя машинами, в конвое отправились в Днепропетровск, Украина. Ходили с разными грузами в Сыктывкар, во времена еще шторных перевозок побывали в Тбилиси, Грузии. Лучшие дороги, наверное, все-таки во Франции и Испании. Многие говорят, что в Германии качество покрытия на высоте. Но нужно понимать, Германия — центр Европы, через нее каждый день проходит огромное количество коммерческого транспорта, и дороги местами, несмотря на извечные ремонты, все-таки разбитые.
Вам нравится спорт? Какой вид? Каким занимались в детстве?
В детстве, наверное, как и все, играли в футбол, баскетбол во дворе. На данный момент спортом не интересуюсь как таковым, бывал на хоккейных матчах, люблю погонять во флорбол с друзьями, тот же хоккей по сути. Сейчас регулярно занимаюсь физической подготовкой, в рейсе постоянно делаю пробежку. Да, на каком-нибудь панелевозе очень удобно подтягиваться, один прицеп заменяет целый комплекс снарядов.
Часто приходится быть вне дома?
Как уже отмечал ранее, перевозка техники и негабаритов по континентальной Европе у нас не занимает более 2-х недель. А так как 70% всех наших перевозок составляют бетонные панели (ЖБК) с латвийских заводов на Швецию, то один такой рейс длится максимум 3-4 дня. Вся еда и сон проходят на пароме, который плывет из Латвии в Швецию. Зачастую бывает так, что водитель успевает приплыть в Швецию, доехать 70 км до выгрузки в центре Стокгольма, вернуться обратно и уплыть домой на том же пароме. Как отмечали наши водители, это суперские условия. Машины в месяц пробегают в среднем 3-6 тыс. км, в год до 60 тыс. км. А теперь сравните годовые пробеги компаний, работающих на шторах и рефах – уверяю вас, меньше сотни в год они не делают. В выходные водители зачастую дома, поэтому чаще приходится быть дома и на пароме, нежели находится за рулем
Если б не были дальнобойщиком, то какую другую профессию выбрали бы?
Наверное, фермерство, люблю спокойную загородную жизнь, завел бы себе козочек, коровок, и как же без курей. И зажил бы спокойной жизнью, без суеты. Но все равно свою жизнь бы связал с техникой: трактора, экскаваторы — это моя стихия. Последнее время то и делаю, что работаю на универсальном экскаваторе-погрузчике, дальнобой сейчас отошел на второй план, но одному я остаюсь верен — любовь к технике. Видео в тему фермерства - выгрузка бочки для сельского хозяйства:
Что можете посоветовать начинающим дальнобойщикам?
Наверное, подумать 10 раз перед тем, как идти сюда. Я тоже был таким, кто терпеть не мог такие слова, когда их говорили мне, мол одумайся, найди себе другое призвание. Но все-же это правда, сейчас в этом бизнесе, к сожалению, много тех, кто берет не качеством, а количеством, а заказчик и рад, меньше платит перевозчику, а товара получает больше. Я бы посоветовал не идти в эту профессию ради денег, только какие-то внутренние фибры души должны тянуть вас в эту профессию. Не стоит, насмотревшись ютуберов, бежать в дальнобойщики сломя голову, только потому что профессию разрекламировали. Очень печально наблюдать за молодым поколением, которому в первую очередь нужна новая машина в максимальной комплектации с телевизором и на автомате, будто не на работу приходят, а отдохнуть. Считаю, что такому нужно заслужить новую машину. Очень смешно смотреть на таких, кто только вчера получил права, а уже сегодня открыл Ютуб-канал и рассказывает все подводные камни этой профессии и в начале ролика, проезжая между легковыми машинами, говорит: "Лишь бы не поцарапать, жалко ведь". А когда упирается в низкий мост меняет свои слова на: "Да все равно мне, машина то не моя, мне вообще безразлично, что с ней будет". Я, конечно же, никто, чтобы так говорить, но как по мне так, таким людям просто нечего делать в этой профессии. Ты должен нести ответственность за машину и груз, относиться как к своему, родному, а с подходом "Я — не я, и лошадь не моя" вы никогда не будете пользоваться спросом у работодателей хороших компаний. Безответственных будут брать в одни "колхозы", где огромный парк и плохое отношение к водителям, а водители потом – жаловаться на свое дело. В первую очередь пересмотрите свое мировоззрение и привычки, идя в эту профессию. Желаю удачи всем, кто работает или только собирается работать водителем-дальнобойщиком!
Спасибо всем, кто читал интервью. Желаем Андрэйсу успехов в жизни, хороших и безопасных рейсов!
Ютуб-канал Андрэйса: Перейти на канал
Его блог на Драйв2.ру: Перейти на блог